EN RU
Главная Новости Креативная экономика: границы индустрии, возможности и ограничения, институциональные особенности. Экспертная онлайн-дискуссия

Креативная экономика: границы индустрии, возможности и ограничения, институциональные особенности. Экспертная онлайн-дискуссия

14 мая 2021 г.  состоялась экспертная онлайн-дискуссия «Креативная экономика: границы индустрии, возможности и ограничения, институциональные особенности», организованная совместно экономическим факультетом МГУ, МФЦ «Астана» и Институтом национальных проектов. Участники обсудили подходы к определению границ креативной экономики, которые учитывали бы интересы разных стейкхолдеров; барьеры и возможности, существующие в этой сфере; роль государства, текущую и возможную в будущем, а также актуальные вопросы монетизации, управления интеллектуальными правами и снижения оппортунистического поведения.

Креативная экономика – это новая промышленная политика государства, а креативный аспект человеческого капитала играет все бóльшую роль в экономическом развитии, в том числе и на финансовых рынках. Эта рамка, сформулированная экспертами в ходе обсуждения, задала ракурс для всей дискуссии. Основные направления вклада культуры и креативных индустрий в экономический рост – это создание культурных хабов, творческих городов, креативных кластеров, которые прежде всего развивают качественные характеристики человеческого капитала. Критическая масса креативного класса обеспечивает формирование инновационных рабочих мест, возможности самореализации, в том числе для квалифицированной творческой молодежи. Это накладывается на глобальные тренды начала XXI века: ориентацию на местную экономику, кастомизацию под клиента, персонализацию не только производства, но и потребления, когда товары и услуги производятся с учетом конкретных предпочтений пользователя.

Но вот провести границы креативных индустрий представляется сегодня крайне нетривиальной задачей как в силу «зыбкости» феномена, так и из-за отсутствия релевантных данных в нужных разрезах. Один из возможных критериев креативной деятельности – это доля креативных компетенций в той или иной профессии. Возможен и отраслевой подход (по классификатору видов экономической деятельности) или же альтернативный взгляд с точки зрения результатов интеллектуальной и творческой деятельности. Креативными могут считаться те индустрии, где их доля велика и/или превышает некоторой уровень. Действительно, есть сектора (музыкальная индустрия, кинопроизводство, производство программного обеспечения), где материальные затраты на создание, распространение и потребление контента крайне малы, зато интеллектуальные ресурсы, интеллектуальная собственность играют колоссальную роль. Таким образом, компании, которые получают основную долю дохода от распоряжения интеллектуальной собственностью (причем неважно, из чего состоят эти активы: из патентов, товарных знаков, конструкторской документации или анимационных фильмов), можно отнести к креативному сегменту экономики.

Развитие креативных индустрий на постсоветском пространстве сталкивается со специфическими ограничениями. Первый барьер – это отношение к интеллектуальным правам, интеллектуальной собственности в принципе. В культурной плоскости это проявляется в том, что бывший советский человек не привык владеть собственностью, тем более нематериальной. Есть и технический барьер: распоряжение интеллектуальными правами означает привлечение юристов, аудиторов, профессионалов, услуги которых дороги. Для развития сектора требуется радикальное снижение трансакционных издержек на оборот интеллектуальной собственности.

Второй барьер – это налоговая система, сформированная в материальных, рентных экономиках, не свойственная налоговой модели креативных индустрий. Креативный продукт нуждается не столько в налоговых льготах, сколько в принципиально другой модели налогообложения. В российских условиях ограничивающим для креативной экономики является фактор самозанятых (активно продвигаемый сейчас формат индивидуальной занятости). Креативная экономика растет, когда есть командная работа, концентрация людей. А если оптимальная схема налогообложения сделана с расчетом на самозанятых, то креативные команды размываются. Оптимальное налогообложение для креативных команд – это освобождение интеллектуальных прав при их обороте от любой налоговой нагрузки и переход к налогу с потребления, аналогичному налогу с продаж.

Третий барьер – недоработанность механизмов финансирования, грантового, венчурного, кредитного. Так, грантовая политика государства должна нацеливать всех грантополучателей на создание интеллектуальной собственности. Надо развивать кредитование под залог интеллектуальных прав, краудфандинг, краудинвестинг.

Возникают барьеры, связанные с заходом на этот рынок крупнейших IT-компаний и финансовых групп, формирующих свои экосистемы. Они все больше концентрируют в своих руках монетизацию интеллектуальных прав, капитализацию результатов творчества, становясь заказчиками креативного контента и монополизируя рынки. Однако для развития креативной экономики важны вариативная среда доступа и немонополизированные рынки.

Если говорить о мерах поддержки креативной экономики, то, помимо преодоления указанных барьеров, они должны развивать среду для креативного человеческого капитала, которая служит точкой приложения сил для творческих индустрий. И поскольку креативность – это люди, с одной стороны, неравнодушные и желающие что-то создавать, а с другой стороны, склонные к быстрой миграции, если у них нет возможности реализовывать свой потенциал, то поддержка (особенно государственная) должна стимулировать их пробовать новое, не бояться неудач и не ждать быстрой отдачи. Люди должны верить, что то, чем они занимаются, важно, заметно, на это есть спрос, что они нужны государству, обществу и тем, кто живет вокруг них.

Прозвучала и альтернативная точка зрения, заключающаяся в том, что сводить разговор о поддержке креативных индустрий к государственным фондам, распределению средств и прочему – довольно рискованно, поскольку может приводить к рентоориентированному поведению. В этом подходе ключевым условием поддержки креативных отраслей является готовность предоставлять достаточное пространство для свойственных им проявлений свободы и не ставить выделение средств в зависимость от этого.